Приветствуем!
Основатель ГК «Содействие» Алексей Владимирович Лашко обсудил с издательским домом «Аргументы и Факты» всё большее распространение кредитов и микрозаймов в России:
«Сегодня от 20 до 35% товаров и услуг продается на точках продаж в рассрочку или кредит. Такие займы берут на оплату обучения, покупку авиабилетов, годового абонемента в фитнес-центр. Инструментов для этого множество, это как традиционные банковские POS-кредиты, так и карты рассрочки. Кому банки отказывают, тех кредитуют микрофинансовые организации (МФО). Предприниматель, который не продает в кредит, теряет в выручке, а значит, проигрывает конкуренцию.
Некоторым потребителям проще выплачивать небольшие суммы на протяжении нескольких месяцев, чем заплатить крупную сумму сразу. Посчитаем на конкретном примере. Если купить товар на 30 тысяч рублей с помощью займа в МФО по максимально возможной ставке 37% на один год, то получится по 3029 рублей в месяц. Общая сумма, которую нужно будет вернуть, — 36 346 рублей. Получается вроде небольшая переплата к стоимости товара, всего около 6 тысяч рублей, растянутых на 12 месяцев, и чувство удовлетворения, что сразу не заплатил существенную сумму денег.
Маркетинговые фишки, которые используют магазины, очень грамотно воздействуют на эмоции и психику покупателей. Акции типа «Черной пятницы» так и кричат: «Купи! Купи! Купи!». Современный потребитель не может устоять и берет заём прямо в магазине, тем более что отдавать всю сумму за покупки можно постепенно. Предлагая в кредит покупку даже совсем недорогих товаров, например зонтиков, продавцы рассчитывают на то, что покупатель не остановится на укладке в свою виртуальную корзину одной позиции, а при росте стоимости покупки возможность платить в месяц совсем незначительную сумму усиливает желание купить. Аппетит приходит во время еды или — в данном случае — шопинг.
Рынок регулирует Центральный банк РФ. Он устанавливает ежеквартально предельную стоимость кредита и разрешает выдавать банкам по максимальной ставке до 21% годовых, МФО — до 37% годовых. Наберите в поисковике ПСК (полная стоимость кредита) — первой строчкой выпадет сайт ЦБ, он прекрасно индексируется. Есть смысл изучить, если хотите быть финансово грамотными.
Центробанк ввел в обиход понятие „недобросовестная практика“. Это ввод в заблуждение, подмена понятий. Вот один из примеров. Потребитель обращается в точке продаж за рассрочкой или кредитом. Ему удовлетворяют заявку МФО. Правильный POS — это когда кредитор платит за товар напрямую продавцу, а покупатель подписывает кредитный договор и забирает товар. Так вот, недобросовестные МФО, пользуясь безграмотностью клиентов, выдают им на банковскую карту „заем до зарплаты“, а клиент заемными деньгами платит за товар. Неразличимая разница в процессах и заметная прибавка к стоимости займа: 1% в день/365% годовых вместо 37%! Почти в десять раз дороже!"
Полную версию интервью вы можете посмотреть ЗДЕСЬ