Последние пару недель на электронную почту приходят предложения о том, чтобы написать выдуманные отзывы о бизнесе. Проще говоря, предлагают обманывать потенциальных клиентов. Среди тех, кто обратился к этим компаниям, числятся несколько агентств недвижимости. Стало страшновато.
Реальная обратная связь от клиентов, как хорошая, так и плохая — это настоящая драгоценность, которая позволяет получать информацию о том, как мы работаем, какие важные детали упускаем, понимаем, в чем мы сильны по сравнению с конкурентами с точки зрения клиента. Невозможно переоценить силу, которая заключена в отзывах. Есть в этом
Работа с отзывами — это кропотливый и очень деликатный труд, так как даже если работать на отлично, то возникает целый ворох проблем, к которым не просто подготовиться заранее.
К примеру, парадоксальный отрицательный эффект обилия положительных отзывов. Если о компании пишут только хорошее, потенциальные клиенты настороженно относятся к такой обратной связи и склонны ей не доверять. Поэтому тут в самую пору вспомнить бессмертный принцип «Лучшее — враг хорошего».
Второе — это реакция на отзывы. К примеру, оставлен негативный отзыв, но по делу. Компания не доработала, а специалисты поленились. Тот, кто отвечает на отзыв, находится перед выбором: признать ошибки, извиниться, но отпугнуть часть потенциальных клиентов, вступить в диалог и попытаться отыграться ценностью самого продукта (услуги), но окончательно разбить отношения с конкретным клиентом и т.д. Мир совсем не идеален и как не старайся сделать так, чтобы свести последствия негативного отзыва на нет, ничего не выйдет. Это возводит работу с отзывами в разряд искусства.
В недвижимости и небанковской ипотеке отзывы специфические, и первое, что отличает реальный от выдуманного — это адресность. Люди рекомендуют людей в компании, а не саму компанию. Тут как с парикмахером или зубным врачом, абы к кому не пойдешь обращаться. Все -таки не чайник покупаешь или продаешь. Потенциальным покупателям квартир всюду мерещатся обман и замурованные в стенах скелеты, продавцам квартир, что с ними не рассчитаются люди/банки/кредитные кооперативы, поэтому важно доверять тому, кто сопровождает сделку.
Прямая рекомендация человека — это практически высшая степень доверия. Таким образом, если отзыв о специалисте выдуманный, то завышенные ожидания приводят к десятикратному негативу клиента, который получил в помощники не эксперта из высшей лиги, а дилетанта, к которому обращаться не стоит даже, если он остался один на всем белом свете. Доверие обмануто, авторитет подорван. А вкупе с распространенной практикой черного пиара, которым занимаются неконкурентоспособные компании — еще более усугубляется недоверие к реальным положительным отзывам, так как потенциальный клиент любит читать именно негатив, трэш всегда популярен.
Таким образом, выдуманные отзывы, наряду с черным пиаром — ярчайший пример недобросовестной конкуренции, путем обмана потенциальных клиентов.
Важно здесь вот что. Потребитель совсем не дурак и может отличить божий дар от яичницы. Поэтому даже миллион положительных выдуманных отзывов не дают реального опыта, компетенций и набитого шишками профессионализма тем, кто их себе написал (ну или заказал у кого-то). Клиент видит это, понимает, что его обманули и конечно сделает все, чтобы об этом узнали как можно больше людей.
В недвижимости, особенно в риэлтерском бизнесе, который и так сейчас переживает не лучшее время, лживые отзывы — это последний этап на пути к полному уничтожению доверия к отрасли. Даже правильнее — самоуничтожению.
Как знать, может быть это, как в том символе со змеей, которая кусает сама себя и таким образом замыкает цикл жизни и перерождения. Может быть, это последний всплеск активности и предвестник
Коллеги по отрасли, агенты, риелторы не пишите себе отзывы сами. Давайте честно жить в конкурентной среде, так как пострадают не только клиенты, пострадают все.